Пришло время наконец-то вернуться к интерпретации стихий в тибетском буддизме. Сегодня мы поговорим о стихии земля – об одной из основополагающих стихий. Начало цикла -
вода и
огонь.
В начале статьи хотелось бы уточнить, что в тибетском буддизме стихии понимаются несколько иначе, чем в других традициях, например, в западной традиции магии стихии объясняются по-другому. Я придерживаюсь мнения, что найти Истину можно только изучая разные источники знаний. В своем поиске Истины я не ограничиваюсь какой-то одной традицией. Изучив то, как воспринимает стихии восточная традиция, я стала гораздо лучше понимать то, что имеется в виду в западной традиции эзотерики. В западной магии не объяснено что такое стихия, какой смысл она несет для сознания (я не сталкивалась с чем-то подобным), западная магия в основном говорит о прикладном аспекте стихии, а в тибетском буддизме можно найти понимание смысла стихий как частей мироздания. Все, что есть на материальном плане имеет свои корни в духовной сфере
, как сказал Гермес в Изумрудной скрижали:
«Истинно без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно. То, что находится внизу, аналогично (соответственно) тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи» Так вот, чтобы «осуществить чудеса единой вещи» надо понять как стихии связаны с сознанием, как материальное выражение стихии связано с духовным. Не просто так стихиям уделяется внимание в различных эзотерических традициях, в магии ничего не бывает случайным.
В тибетском буддизме выделяют пять стихий: земля, огонь, вода, воздух и пространство (то, в чем существует все остальное). Земля является одной из самых главных стихий, потому что она ассоциируется с формой. Любая форма всегда содержит в себе все другие стихии. Формой называется все, то живое, что существует. Человек, животные, растения, камни, которые, к слову тоже являются живыми. Если опираться на само название «земля», то, естественно, надо затронуть то, что мы называем землей – почва, грунт. Так же к материальным представителям земли можно отнести минералы, кристаллы, различные горные породы. В
таком контексте элемент земли будет самым твердым из всех стихий, он труднее всего поддается изменениям, поэтому нам кажется, что камни не живые, но как показывает время – камни тоже растут, а значит они живые. Неподатливость к изменениям ощущается в физическом мире как твердость. Перемены в земле и камнях происходят так медленно, что это создает иллюзию постоянства. Та же самая иллюзия создается в других формах , которое есть везде – ваше тело, окружающий мир. Само понятие формы связано не только с материальным миром, формой можно назвать вашу личность, ваше мировоззрение, восприятие окружающего пространства – все это формы, которые существуют на информационном уровне, а затем проецируются на уровень материальный. Внешность человека тесно связана с его
характером, на этом основана физиогномика. Некоторые не относятся к физиогномике серьезно, но несмотря на это каждый человек на уровне подсознания может каким-то образом ощущать настроение другого человека, даже если тот человек не использует мимику. Вспомните, известные всем фразы : «грустные глаза», «глубокий взгляд», или «у тебя глаза горят» - так говорят либо о злости, либо об состоянии азарта. Если бы наша физическая форма не была связана с психикой, то невозможно было бы прочесть по глазам состояние человека.
Земля – это то, что служит нам опорой, она является неким вместилищем всего остального. Можно сказать, что ярким «представителем» стихии земля в теле являются кости и наш позвоночник. Но, если подумать, то этот элемент есть везде в теле, даже в мягких тканях, которые всегда находятся внутри какой-то оболочки и сами по себе имеют какую-то структуру. Структура есть везде. Структура – это элемент земли.
В сфере психики стихия земля связана с нашей формой как личности. То, кем вы являетесь сейчас – это ваша текущая форма, которая служит вам точкой опоры. Когда теряется точка опоры, меняется мировоззрение и характер человека. Ваши ценности, ваше восприятие мира – это ваш фундамент, центр, из которого строится ваша жизнь целиком и полностью. Это то, что постепенно меняется, когда человек начинает заниматься эзотерикой. Но это происходит отнюдь не быстро, а постепенно, форма не может взять и измениться мгновенно, пока вы не готовы к такой молниеносной смене своего Я. Обычно, быстрая смена обстановки или состояния вводит человека в шок, аффект, или стресс и депрессию. Все эти состояния связаны с быстрой сменой структуры окружающего мира, в основном это случается вынужденно, а не добровольно. И когда это происходит, то человеку необходимо какое-то время на то, чтобы изменить свою структуру (свою форму) под новые условия.
Стихия земля – это олицетворение любой структуры. К примеру, государство, компания, школы, вузы, семья, человеческий организм… Все это не может постоянно работать без четкой структуры, без конкретной фиксированной схемы действий. Поэтому, можно смело сказать, что земля – это еще и внутренняя программа жизнедеятельности, связанная с внешней формой. Например: бабочка имеет крылья и знает как летать, хищник знает как охотиться с помощью обоняния и имеет усы, человек имеет ноги и умет ходить прямо. Функция связана с внешней формой, а форма - с функцией. С течением времени меняется материальная форма и функция, но на это каждой форме необходимо свое количество времени, чтобы пережить все стадии изменения текущей формы таким образом, чтобы новая форма смогла функционировать сбалансировано. Иначе это называется эволюцией. Старые формы никуда не исчезают – они служат основой для новых форм. Аналогично в цифровой технике – старые программы служат основой для новых современных программ. Когда-то в 80-ых годах впервые написали операционную систему windows
, в прошлом Windows была всего лишь графической надстройкой-программой для операционной системы 80-х и 90-х годов, а теперь на базе этой системы работает большинство компьютеров. Тоже самое происходит в эволюции любого вида, появляется какая-то вроде бы незначительная перемена, а значит внедряется какая-то новая структура в общую форму, а затем, с течением времени эта структура может изменить всю форму. А предыдущая форма, которая раньше была основной становится какой-то надстройкой в новой форме. Почва, грунт – это и есть те самые «отмершие» формы, которые буквально теперь служат фундаментом для нас.
Почва образуется не только из минералов, но и из перегноя, почва совершает алхимический процесс переработки старых форм организмов, давая жизнь новым. В почве находится огромное количество минералов, которые используются сейчас в мире. Так же в почве есть пористый слой, удерживающий внутри различные газы. Это очень интересная деталь, потому что у нашей личности тоже есть такое свойство – некая защитная система, буферная подушка, которая защищает нас от постоянных изменений. Газ можно сравнить с огнем, с источником огня. В структуре нашей души тоже есть доступ к такому источнику, именно он помогает в алхимическом процессе эволюции нашего сознания, а собственная структура дает нам возможность проходить эту трансформацию поэтапно. Как известно, в почве есть вода и воздух, а источником огня является ядро нашей планеты + Солнце. То есть, как видите, почва тоже содержит в себе все элементы стихий, сбалансированное сочетание этих элементов, а так же минералов и гумуса делает почву плодородной.
В тибетском буддизме понятие форма, связанное с элементом земля подразделяется на одиннадцать составных компонентов (11 дхарм) – это слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. К этим пяти чувствам «прикрепляются» те пять проявлений форм, которые с их помощью можно ощутить, то есть то, что можно услышать, увидеть, осязать, обонять и ощутить на вкус. Одиннадцатый компонент формы – это непроявленное. То, что нельзя узреть органами чувств нашего тела. Непроявленное – это то, что называют подсознанием или бессознательным. К этой форме можно отнести сны, интуицию, различные состояния сознания, которые лежат в основе всей нашей жизни.
Форма – это основополагающее ощущение себя самого как «я» и ощущение других объектов как отдельных, как «не я». Из этого первичного ощущения начинается формирование всех остальных чувств восприятия, другие объекты начинают получать какие-то свойства – цвет, запах, звук, вкус, ощущение от соприкосновения моей физической формы и формы другого объекта (осязание). И, конечно, же контакт с непроявленной формой – с тем, что не обрело формы. Поэтому, стихия земля является основой, которая формирует наше эго, нашу отделенность от мироздания. Но, если мы совершаем путь восхождения, то земля – это самое близкое к Единству. Наши ощущения говорят нам о том, что мы – нечто отдельное и не связанное с другими, ведь мы обладаем физическим телом, можем трогать что-то или кого-то, можем общаться с другими людьми, но мы не можем с ними буквально соединиться на данный момент, поэтому нам кажется, что мы не связаны вовсе. Но, тибетский буддизм говорит нам о том, что наше отдельное существование – это иллюзия, что нам лишь кажется, что мы как отдельное я существуем на самом деле. Вся наша жизнь как человека строится на этом ощущении, на чувстве обособленного «я», некой замкнутой системы, которое в конечном счете оказывается заблуждением. Иллюзия отделенности - это та первичная программа, на которой строится сансара. Далее, на базе этой корневой программы строятся другие. Сначала возникает ощущение «я» и «не я», а затем возникают эпитеты: я такой-то, а он (она) такой-то, я – это, а он – другое и так далее… Чем больше таких определений себя и других, тем дальше от Абсолюта и Единства. На уровне сильной отделенности возникает агрессия, защита своей территории, выживание любой ценой (бей или беги) и все низменные чувства, связанные с выживанием и конкуренцией.
Подобным образом возникают параллельные миры. Ведь мир – это тоже форма жизни, и однажды может возникнуть конфликт между несколькими вариантами развития мира, в таком случае происходит разветвление и возникает еще один мир, идущий другим путем. В этих мирах могут существовать ваши параллельные личности, если все параметры совпадают и вы можете материализоваться там в физическом теле.
Дэви стихии земля в тибетском буддизме носит имя Лочана. Будда-Лочана. Это имя переводится как «Око Будд», что означает чистое восприятие без иллюзий. На этом уровне сознания это Око обладает свойствами триединства – оно одновременно воспринимающий, воспринимаемый и сам процесс восприятия. Око олицетворяет равенство, единство, осознание того, что все «состоят» из одного и того же «материала». Это основание мироздания выраженное в качествах стихии земля. Первичная форма, которая лежит в основе всего Сущего. Говоря языком математики – это неделимое число.
Будда, связанный со стихией земля, с формой носит имя Ратнасамбхава, что в переводе означает «драгоценность всех Будд». У этого Будды пробужденное сердце и просветленный ум. С ним так же связывают камень чинтамани – некий драгоценный камень, выполняющий желания. Ратнасамбхава несет знание равенства и единства. Когда ум пребывает в состоянии покоя и гармонии, то относится ко всем явлениям мира одинаково хорошо. Это состояние можно назвать равновесием. В тибетском буддизме так же уточняется, что такое состояние в конечном счете дает возможность осознать, что между сансарой и нирваной нет никакой разницы, что это – одно и то же.
Ратнасамбхава соотносят с золотым цветом. Поскольку золотой цвет символизирует драгоценность и богатство. Здесь имеется ввиду духовное богатство. Сам символ золота связан с тем, что вечно и нетленно, ведь золото не ржавеет и считается «благородным» металлом. Поэтому использование золота как ценности вполне очевидно и понятно. В различных иконах, мандалах, изображениях Богов так же часто используют золотой цвет, чтобы подчеркнуть нетленность их природы. Если опираться на понятие земли как плодородной почвы, то символ золота и драгоценности будет как раз кстати, ведь земля дает нам все, что мы имеем , и даже само золото как металл. Исходя из этих ассоциаций можно понять, что качества Будды Ратнасамбхавы связаны с неисчерпаемым богатством и щедростью, которое он готов дарить другим. В сфере духовного развития это говорит о том, что он дает людям просветление, духовное богатство – он убежден, что внутри каждого из нас есть Будда и готов помочь это осознать каждому. Этот Будда готов дать миру духовные дары – даровать пробужденное состояние каждому ищущему. Так как в каждом из нас заложена природа Будды по образу и подобию, то значит в каждом из нас так же заложена природа Будды Ратнасамбхавы. Иначе говоря, в нас есть те качества, которые присущи этому лику Абсолюта, но они загрязнены ядом , их необходимо очистить – так утверждает учение тибетского буддизма.
Яд, который связан с этим Буддой, обычно называется гордыней. Гордыня противоположна состоянию равенства. Заносчивый, горделивый человек может недооценивать других людей и переоценивать самого себя, возводя себя на пьедестал. Ему кажется, что он лучше остальных, он знает и может больше других. Даже если это так на данный момент, это не отменяет того, что в потенциале каждый человек может узнать тоже самое, ведь все обладают природой Будды. Но, человек отравленный этим ядом считает, что только он -единственный, особенный и уникальный. Это заблуждение связано с иллюзией отделенности напрямую. Такой человек может дарить щедрые подарки , но делать это свысока, либо навязывать то, что нравится именно ему - многие люди дарят в подарок то, что понравилось бы им, а не узнают желания и потребности другого. Точно так же, многие люди не слушают по-настоящему других людей, даже своих близких, а говорят только то, что считают правильным именно они. Данное заблуждение связано с тем, что называют собственнической любовью – когда якобы любящий человек навязывает объекту любви свои предпочтения, свое мнение, свои привычки и пытается его сделать своей копией. По сути, такой вид «любви» можно назвать любовью к самому себе, раз человек пытается воплотить в другом образ себя. Такое поведение можно увидеть не только в отношении детей и родителей, но и в отношении между мужчиной и женщиной. Это как раз связано с тем, что называется косностью – неподатливость формы к переменам. Такие люди представляют из себя твердый камень, который хочет сохранить свою форму навечно. Он не хочет познавать другие формы, а значит, он не хочет познавать мироздание, что полностью противоречит закону единства и создает иллюзию отделенности. Гордыня всегда хочет укрепить свои позиции, словно хочет доказать самой себе, что она действительно существует и она важна. Гордыня всегда готова к обороне – все, ради того, чтобы сохранить свой величественный вид. Единству же напротив не нужно подтверждать реальность своего существования - оно знает, что существует везде в разных формах и признает единство в разнообразии.
Очищенное от яда качество стихии земля, согласно тибетскому буддизму, представляет собой истинное богатство всеобщего равенства и любви. Такой человек будет видеть в каждом врожденный потенциал просветления, ведь в каждом уже есть потенциал Будды независимо от его внешней формы: цвета кожи, пола, возраста, характера и даже его поступков. Каждый человек стремится к ощущению Любви, радости, безопасности. Каждый хочет, чтобы ему было уютно и комфортно, но в силу своей загрязненной природы пытается добиться этого разными варварскими методами, считая, что ему необходимо от кого-то защищаться. Защищаться не только физически, но и психологически – отстаивать свой образ себя как свою форму, как некую ракушку, в которой он существует, прячась от мира. Но, если присмотреться поближе, то оказывается, что все люди всегда стремились к этому ощущению любви и безопасности, и всем казалось что кто-то им угрожает.
Это картина похожа на зеркало, которое боится своего отражения. Априори плохих людей не существует, потому что все люди стремятся к любви как мотыльки стремятся к свету. А плохие поступки людьми совершаются из-за постоянного ощущения недостатка и дискомфорта, которое в свою очередь связано с тем, что люди не открыли источник любви, единства и изобилия внутри самого себя.