Продолжаем
цикл статей о стихиях в буддизме. Сегодня мы будем изучать стихию огонь.
В окружающем нас физическом мире элемент огня связан прежде всего с Солнцем как главным источником тепла и света. Но Солнце может как давать жизнь, так и убивать ее своим раскаленным жаром. Например, в пустыне, где нет ни воды, ни зелени, Солнце настолько сильно и ярко светит, что человеку там почти нереально выжить длительный период времени. Помимо основного источника стихии огня – Солнца, мы можем отнести туда же свет Луны и звезд, огонь, который получается в печи, благодаря дровам, углю и тому подобное. Мы пользуемся даром огня каждый раз, когда включаем лампочку, электрическую плиту или газ. Также элемент огня находится в нашем теле. Он выражается в нормальной температуре тела человека - 36,6. Помимо этого элемент огня управляет нашим пищеварением, нашим метаболизмом. Внутренний огонь тут выступает в качестве алхимика, который помогает превращать пищу в строительный материал нашего тела.
В психической сфере огонь связан с любовью, страстью, с агрессией и гневом. Как обычно, все зависит от баланса стихии. С одной стороны, жажда обладания кем-то может показаться нам любовью, с другой стороны, гнев и агрессию часто оправдывают «справедливостью» или вспыльчивым характером. Ровно посередине стоит истинная любовь и сострадание, которое тоже относят к стихии огонь в тибетском буддизме. Недаром у нас любовь и состояние счастья часто связывают с теплом, огнем, светом. В нашей жизни закрепились такие выражения как «душевное тепло», «светиться от радости», «огонь желания», «растопить лёд в сердце». Но в то же время, можно услышать другие устойчивые выражения, которые касаются гнева: «пылать от ярости», «довести до белого каления», «вспыльчивый характер», «кипящая злость» и так далее. Можно справедливо сказать, что все яркие эмоции у нас подсознательно связываются с огнем. В сознании человека, у которого эта стихия находится в большом преобладании, всегда кипит накал разнообразных страстей. И наоборот, если у человека не хватает элемента огня, то он, словно находится в постоянной спячке, слабо реагируя на происходящее во внешнем и внутреннем мире. У такого человека будет слабая реакция на происходящее вокруг него и, соответственно, ему будет трудно заниматься отслеживанием своего внутреннего мира ( то есть самоанализом).
Ядами стихии огня в тибетском буддизме считаются такие пороки, как алчность, жадность, вожделение и гневливость. Они визуализируются как языки пламени, пожирающие все вокруг на своем пути. Вышедший из равновесия огонь способен уничтожить все живое.
Дэви огня носит имя Пандаравасини. Ее имя означает «облаченная в белые одежды». Обычно с белым цветом связывается стихия вода, но здесь может быть сделано исключение. Дэви огня облачили в белоснежные одежды, чтобы показать ее кристальную чистоту, которую можно достичь, «обуздав» стихию огня в себе. Огонь, в отличие от воды, может очистить все без остатка. Здесь, естественно, имеется ввиду не физический огонь, а внутренний алхимический огонь, который преображает грязные «яды» и чистые качества сознания. Можно условно представить себе, как с помощью химической реакции происходит очищение какого-то элемента, все составляющие вашего духа нагревает огонь, который находится внутри и снаружи. Постепенно в ходе взаимодействий во внешнем мире и самоанализа, вы превращаетесь в нечто другое, более совершенное и чистое. Это похоже на огранку алмаза, но с помощью огня.
Элемент огня связывается с умением воспринимать различные объекты. Он позволяет нам получать опыт, выносить суждения о мире, обращая свое внимание куда-либо. Сюда относятся не только внешний мир, но и внутренний. Даже наша память может служить новым источником познания – порой мы вспоминаем что-либо, казалось бы, давно известное, и вдруг неожиданно для себя делаем совершенно новые выводы, не похожие на предыдущие. С одной стороны, стихия огня соединяет нас с окружающим миром, потому что именно с ней ассоциируется любовь, сострадание, единство. С другой стороны, этот же элемент разделяет нас с окружающим миром, потому что отвечает за восприятие. А сам факт восприятия чего-либо или кого-либо другого уже говорит о разделении: значит, существует тот, кто воспринимает, и существует воспринимаемый нами объект. Познавательная функция усиливает обособленность индивидуальности, а значит, способствует развитию эгоизма. Тибетский буддизм же считает, что необходимо очищаться от эгоизма, поскольку он ложен, иллюзорен и приводит к страданиям. Поэтому сохранить баланс довольно трудно. Способность воспринимать и познавать связывается с огнем, потому что эта функция нашего сознания похожа на языки пламени, которые готовы пожирать все, что только возможно. Чем более беспокоен разум, тем больше и нестабильнее пламя, потому что им становится трудно управлять.
Будда Амитабха ассоциируется со стихией огонь в буддизме. Его называют Буддой Безграничного Света. Его символ – красный лотос. Основное качество, как вы уже поняли — любовь и сострадание, а яд, который необходимо преобразовать – всепожирающий огонь страсти. На санскрите яд, который надо очистить называется, «рага», что можно перевести как красный цвет в основном значении. Это же слово переводится как желание, страсть, похоть, любовь. Качества этого Будды связаны с любым проявлением позитивных чувств, он словно, ласковое Солнце, озаряющее всех своим Светом. Человек, у которого элемент огня очищен от яда, подобен ему. Он не назойлив, но и не холоден, он озаряет светом всех окружающих, но не старается обладать ими. Он воспринимает все окружающее, но не пытается исправить кого-либо или навязать свои шаблоны другим.
В негативном варианте личность с несбалансированной стихией огня может пользоваться окружающими, создавая антураж внешней привлекательности, а затем просто нагло использовать силы других людей в своих эгоистичных целях. Такой человек может привлекать к себе людей за счет своей харизмы или внешней привлекательности. Люди будут лететь к нему как мотыльки на свет, который впоследствии их обожжет. К сожалению, люди, которые сами поглощены «ядами», не могут различить истину от лжи, чистоту от грязи. В этом есть равная вина обоих: того, кто обольщает ради выгоды, и того, кто поддается обольщению. Так же отсутствие баланса в стихии огонь может выразиться в излишней эмоциональности, в жадности любого характера – такой человек, увы, не понимает, когда нужно остановиться. Это может выражаться в излишней привязчивости в общении с людьми. Такой человек может путать лесть с искренним открытым общением. Может быть то слишком щедрым, то излишне жадным. Гнев может сменяться чересчур добрым и заботливым отношением, которое граничит с привязчивостью. Или даже с навязыванием своей «доброты» и своего общества. Иногда люди с неочищенным ядом стихии огня могут быть слишком поверхностны. Они могут видеть только лишь внешний слой, хватать все по вершкам, не погружаясь в глубинный смысл. Такие люди будут склонны к получению бесконечных впечатлений, жадно поглощая все новое, но не стараясь увидеть истинную суть этих объектов или людей. Из-за этого они могут считать, что знают больше, чем есть на самом деле. Жажда приключений, жажда эксклюзива, пресыщенность обыденной жизнью – вот главная проблема таких людей, которая возникает из-за дисбаланса стихии огонь в их сознании. Таким людям всегда хочется чего-то экстремального, потому что они не могут по-настоящему увидеть окружающий мир. Мир обычен, только если смотреть на него поверхностно. На самом деле каждый человек обладает интересными качествами.
Страстное желание обладания считается в буддизме одним из главных причин, привязывающих нас к сансаре, к бесконечному кругу перерождений и страданий. Это страстное желание обладать чем-либо или кем-либо основано на искренней любви ко всему, на стремлении к единству со всем сущим, но это чистое свойство загрязнено ядом и превращено в жажду обладания. Основная причина, которая способствовала этому – глобальное отделение себя от всего сущего, которое в итоге превратилось в Эгоизм. Но, согласно нашей природе, мы тянемся ко всему остальному, так как не можем противостоять желанию воссоединения со всем, из-за этого попытка соединиться превращается в жажду обладания и присвоения (в собственнический инстинкт). Вместо того, чтобы познавать новое, мы пытаемся распространить свое Эго на все, сделав всех похожими на себя самого, стремясь сохранить свою обособленность. Но если бы копирование себя на все вокруг удалось, то наступило бы глухое одиночество, общаться было бы не с кем, все было бы знакомо и известно заранее… Это равнозначно тотальному одиночеству.
Будда Амитабха дает силу познания каждого отдельного объекта мира и силу познавать все объекты в единстве. Этот вид мудрости связан с бесконечным самопознанием с различением единства в многообразии. На мой взгляд, элемент огня можно сравнить с вниманием. Это такое внимание, которое направлено на исследование и познание чего бы то ни было. Поэтому Будду Амитабху связывают с любовью и называют «Безграничным Светом» - это внимание в положительном аспекте: человек видит какой-то объект и узнает в нем проявление единой мировой души. Именно поэтому в сбалансированном состоянии элемент огонь связывают с любовью и состраданию ко всему сущему. В несбалансированном состоянии, наоборот, огонь будет уничтожать все за счет направления своего внимания куда-либо. Находясь в балансе, огонь дает всему Жизнь, как Солнце, за счет умеренного света которого существует все живое на планете. Если стихия огня очищена в сознании человека, то его луч внимания можно назвать животворящим, дарующим жизнь. Все создания могут расцвести и реализоваться под такими лучами любви. Внимание такого человека не принуждает других быть кем-то конкретным, а активирует в других то, что в них заложено изначально. Это намного интереснее – наслаждаться тем, что создается спонтанно, принимая разные формы и проявления, в этом заключается суть различения единства в многообразии.