Мы решили написать цикл статей о пяти стихиях в буддизме. На наш взгляд, это может помочь читателям в самоанализе, поскольку все саморазвитие в тибетском буддизме связано с работой над собой.
К сожалению, эта тема мало освящена в эзотерическом сообществе, хотя в тибетском буддизме как нельзя лучше объяснено понятие элементов стихий. В этой статье не будет описаний ритуалов обращения к духам стихий, поскольку в этом учении считается, что всё заключено в нашем сознании, а не во внешнем мире – именно в этом огромный плюс данной традиции, по нашему мнению. Тибетский буддизм вобрал в себя множество разных традиций, не похожих на другой буддизм, поэтому не удивляйтесь, если в традиционных направлениях буддизма информация будет несколько отличаться от нижеследующей. Отчасти здесь будет затронута философия школы Кагью, Ньингма и Ваджраяны, Дзен и Тантры (а именно тантрический буддизм), а также религия Бон.
Итак…
Вода – это то, что связывает другие элементы воедино. Вода отражает принцип текучести и сцепления. Везде нас окружает вода : океаны, моря, реки, дожди… В нашем теле так много воды, потому что вода отвечает за связывание всех частиц, которые есть в организме. По сути, вода является вместилищем всего, и в то же время вода – самый лучший природный растворитель. Когда мы соединяем воедино два элемента, нам обязательно необходима вода (или любая жидкость) для замешивания. Вспомните, как замешивают тесто, как готовят еду. Везде необходима вода. За счет влаги внутри двух отдельных частиц происходит их соединение. Например, чтобы посадить какое-то растение, мы обязательно поливаем землю, делая ее более мягкой и податливой. Это качество податливости дает нам стихия вода. Мы знаем, что вода всегда приобретает форму сосуда, в котором находится, сама по себе вода бесформенна. Точно так же, в сфере психики стихия вода дает нам качество эмпатии, способность сопереживать, принимать «форму» другого человека. В жизни это качество связано с умением адаптироваться к любым обстоятельствам, принимая любую форму, которую создает пространство. Вода – это связующее начало, поэтому она порождает в нас тягу к общению , к созданию связей с другими людьми. Как гладь тихого озера похожа на зеркало, так и элемент воды позволяет «зеркалить» других людей. Современные исследователи в области нейробиологии выяснили, что у человека есть так называемые «зеркальные» нейроны, которые, по предположению ученых, могут отвечать за эмпатию. Исследователи выяснили, что эти нейроны активируются тогда, когда человек наблюдает за действиями другого, если эти действия ему знакомы – включаются зеркальные нейроны. Например, если кто-то зевает рядом с вами, то вам тоже хочется зевать. Кто-то заразительно смеется – вам хочется смеяться, даже если шутка была глупой. Во время возникновения этого желания у вас активируются те самые зеркальные нейроны. Можно предположить, что таким образом проявляется элемент воды в нашем физическом и психическом теле.
Стихия вода в тибетском буддизме имеет белый цвет. Тем самым делается акцент на чистоте и ясности воды. Эту стихию можно сравнить в идеале с состоянием чистого листа, на котором можно сотворить все что угодно – лист будет искренне рад всему. Вспомните, во многих тибетских и даосских притчах мудрецы говорят о том, что нужно иметь сознание, похожее на спокойную гладь озера.
В тибетском буддизме все стихии рассматриваются в единой системе, они дополняют и балансируют друг друга. Поэтому ни одна из стихий не должна преобладать над другой. Преобладающая или недостающая сила стихии всегда разрушительна для сознания.
В негативном аспекте элемент воды в нашем сознании выражается в чрезмерной эмоциональности или в бесконечной гонке за удовольствиями, за получением все новых и новых впечатлений, которым нет конца. Так же несбалансированный элемент воды может выражаться в излишней мягкости и податливости человека, таких людей обычно называют слабохарактерными, безынициативными.
В этом учении рассматриваются Будды мужского и женского пола – как две части одного целого. Дэви – это женские ипостаси Будд. Дэви воды носит имя Мамаки. В медитации, обращенной к Мамаки , ее называют «озером зеркаловидной мудрости», ясным и чистым как расплавленные небеса. Её имя буквально переводится как «Моё», это означает что все сущее «принадлежит» Мамаки, но не в смысле собственнического инстинкта обладания, наоборот - это принадлежность со значением искренней любовной привязанности. Говоря иначе, все сущее отражается в водах зеркальных озер Мамаки. Все сущее таким образом неразрывно связано с Мамаки, со стихией вода. Она проникает везде и всюду, пронизывает все наше существо, любит всех как своих родных детей.
С элементом воды в тибетском буддизме соотносят Будду Акшобхья. Этот Будда олицетворяет собой «знание зеркала». Зеркало означает чистое и пустое сознание, которое отражает в себе абсолютно все. Это великое космическое зеркало, заключающее в себе все сущее. В этом зеркале отражаются все существующие формы жизни – какие только есть во Вселенной, но само оно остается чистым - не вовлеченным. Акшобхья находится в состоянии внешнего наблюдателя, именно это состояние олицетворяет собой спокойная зеркальная гладь воды. В тибетском буддизме считается, что реально только само космическое зеркало, которое обычно называется Пустотой, а отражения – лишь временная игра форм. Проблемы возникают тогда, когда мы начинаем воспринимать отражения за реальность, забывая свою истинную природу – зеркало. Из-за того, что мы воспринимаем всех остальных как реальные объекты, в том числе свою временную форму, в нас возникают «яды», загрязняющие истинную природу – агрессия, злость, враждебность и так далее. Все это возникает из-за того, что человек ставит границы между собой и другими, утверждая свою индивидуальность и все больше отгораживаясь от остального мира. Чем ярче ваши негативные эмоции, тем сильнее нарушен баланс в стихии вода (в вашем сознании), или, говоря иначе, вы загрязнили свою чистую природу , погрузившись в иллюзии, от этого яда необходимо очиститься – только так можно обрести целостность и гармонию.
В тибетском буддизме считается, что настоящий разум – это не бытовой интеллект, не способность к различным наукам и даже не энциклопедичность, разумом считается ясность, идущая из нашей истинной природы. Каждый из нас является Буддой глубоко внутри. Поэтому настоящий разум должен быть спокоен и чист как зеркальное озеро. Это состояние включается тогда, когда наше сознание расслабляется полностью, становится ясным и чистым. Тогда наступает состояние беспричинного счастья и умиротворения. Когда наш разум используется неправильно, то у нас возникает излишняя острота ума, которая мешает жить нам самим и окружающим, превращаясь в разрушительную силу. Возникает постоянная неудовлетворенность, придирчивость , у человека возникает сверхкритичный подход к жизни : все, что он не может осознать или взять под свой контроль, начинает его раздражать. Если такой человек не может реализовать свои идеалы, то начинает заниматься самоедством и критикой окружающих. Он начинает ненавидеть окружающих и самого себя за несовершенство. Такие люди могут вовсе перестать видеть положительное в окружающих, все начинают им казаться глупыми, недалекими, невежественными, слабыми, бестолковыми. Им начинает казаться, что они знают, как должны себя вести все остальные, они начинают всех критиковать, стараясь показать им более правильный путь, но эта критика на самом деле говорит о неприязни самого себя в первую очередь. В конце концов, у такого человека может возникнуть желание стать отшельником, чтобы закрыться от невежества и хаотичности окружающего мира. Это состояние в тибетском буддизме ассоциируется с острым куском льда, который утратил свою гибкость, превратившись в оружие. Для баланса и раскрытия своего потенциала разум должен оставаться гибким как вода в своем естественном состоянии. Когда сознание становится жестким, въедчивым и агрессивным, вода превращается в лед, утрачивая необходимую ей гибкость. Вода кажется безобидной, легкой, но нет ничего опаснее и разрушительнее шторма, потопа, цунами – вода, вышедшая из состояния баланса, может нанести огромный ущерб. То же самое происходит в нашем сознании, если стихия вода выходит из сбалансированного состояния.
Теперь, наверное, стоит подвести какой-то итог. Многие аспекты тибетского буддизма построены на очищении своей истинной природы нашего сознания, которая загрязнена различными «ядами». Каждой стихии соответствуют свои яды, которые мы будем рассматривать в будущих статьях. В этой традиции считается, что изначально у человека ни один из элементов стихий
ненаходится в балансе. А учение как раз посвящено тому, чтобы очистить свое сознание и обрести баланс всех пяти элементов стихий.
Продолжение читайте
здесь...