В тибетском буддизме (и вообще буддизме философском) есть определённый взгляд на то, что человек делает из жизни в жизнь, что является эволюционной целью каждого из нас – это собирание себя из осколков, на которые мы были разбиты тогда, когда стали отдельной личностью. Собирание себя, собирание своих частей – вот основная мысль, которая трудно уловима в череде сменяющихся событий, бытовых волнений, в потоке чувств и слов, бесконечных переживаний и стремлений.
По сути это сводится к вопросу – кто есть я? Эта мысль, этот вопрос красной линией проходит не только через буддизм, а через подавляющее большинство духовно развивающих учений, таких как, например, адвайта, даосизм, ати-йога и так далее (я не говорю об учениях, которые служат только прикладным целям выживания и манипуляции другими). Во всех этих учениях эта мысль подаётся по-разному. Но в каждом развивающем учении внимание учащегося пытаются обратить на то, кто он сам, то есть, на вопрос «Кто есть я?». В некоторых учениях говорят, что нужно постепенно избавлять своё мышление от того, что есть не я, и так постепенно вы избавитесь от всего и нащупаете собственную пустотность, найдёте истинное я. В других учениях говорят о том, что настоящее я находится вне двойственности, которая присуща человеческому мышлению и интеллекту. Многие учения, на мой взгляд, преподают одну и ту же истину – Я находится вне каких-либо категорий или Я включает в себя всё, есть и такие учения. По сути, не включать в себя ничего равноценно тому, как включать в себя всё. Именно это имели ввиду даосы, когда говорили о Пустоте – в ней ничего нет конкретного, но из неё может родиться, что угодно. Но я бы хотел вам объяснить свой взгляд на это, во многом он основан на представлениях и эпитетах Тибета, возможно, этот взгляд вам покажется более красочным и прикладным. Возможно, он более подходит для людей с богатым воображением, а не аналитическим, я точно не знаю, предлагаю это оценить вам.
Так вот, в тибетском буддизме считается, что человек при рождении тут разбит на миллионы осколков. Природа пробужденного человека или Будды – суть Великое Зеркало, которое может отразить и показать в себе, что угодно, но ничем не является по сути. Читай выше – это живое представление теоретического понятия Великой Пустоты, согласитесь, довольно понятно на примере зеркала? Зеркало отражает, что угодно, в нём вы можете увидеть любое отражение, любую проекцию. Многие из вас наверняка слышали теорию голографического строения вселенной, да? В своё время статьи на эту тему были очень популярны, причём они основаны на выводах и экспериментах учёных, наших с вами современников. Загуглите, если не слышали или просто заинтересовались. Так вот, человек пробуждённый – это зеркало, которое может спроецировать в себе любой образ, какой только не придумается, а значит – включает в себя весь мир, не будучи ничем конкретным. Состояние «нигде и всюду» - так описывали Будды состояние нирваны. А состояние сна или состояние подверженности иллюзиям – это состояние разбитого зеркала, которое разлетелось на осколки. Иллюзии – это осколки, в каждом из которых отражается что-то своё. Это те грани, которые мы обычно называем уникальными особенностями каждого человека. Или когда мы узнаём свои или чужие черты, которые в разных ситуациях могут быть абсолютно разными. Иногда может складываться впечатление, что в одном человеке уживается сразу много личностей, а иногда это доходит до официально подтверждённых случаев психоза и психиатрического диагноза, очень знаменит случай Билли Миллигана.
Я лично не считаю это ненормальным. Конкретно то, что мы состоим из кучи осколков, которые мы собираем в ходе просветления и эволюции. Ненормальным я считаю попытки скрывать это от себя и дробиться всё дальше и дальше, ещё на тысячи новых осколков и фрагментов. Знаете, что такое просветление? Это когда лучи отражаются в более-менее цельном объекте. В более-менее целом зеркале. А пробуждение – это собирание себя воедино из осколков и познание собственной природы. Слышали же: «твой разум должен быть водной гладью озера»? Вот сравнение тут как раз не в том, что озеро спокойно, вся изюминка не в этом.
Я считаю, что основная проблема про собирании себя воедино, собирания осколков в целое зеркало – это то, что мы задаём слишком мало вопросов. О том, почему мы думаем или говорим определённым образом. Мы недостаточно проявляем внимания ко всему, мы привыкли сонно и стандартно реагировать на однотипные повторяющиеся ситуации. Этакий автопилот, который позволяет не выходить из зоны комфорта. Чуть чаще, чем всегда. А почему? Потому, что выходить из зоны комфорта очень болезненно, ведь приходится думать самостоятельно и встречаться лицом к лицу с тем, что всё совсем не так, как мы привыкли думать. Любая оценка, мнение, стереотип… Вы задумывались над тем, откуда он у вас? Ну, допустим, вы вспомните какую-то конкретную ситуацию, в которой у вас появилось устойчивое мнение относительно чего-то. Или даже какую-то прошлую жизнь. Иметь впечатления – это не плохо, это правильно, зеркало отображает на своей поверхности какие-то события, это и есть жизнь. Плохо то, что какое-то мнение однажды становится единственным для вас, вы его ставите на автоматическое выполнение, даже если это потом вам вредит в жизни. У вас появляется советник, многие это называют субличностью. Самое страшное, что таких субличностей далеко не одна. Их множество. «Имя мне легион, ибо нас много», - вы догадываетесь, что тут имелось ввиду? Это состояние запутавшегося сознания, которое живёт на автопилоте, совершенно не видя света и не зная своей сути. Это состояние сознания, когда твою жизнь за тебя проживают субличности, а не ты сам. Это и есть настоящий ад, который описывался во многих источниках. Именно постоянное многоголосье, споры субличностей между собой, бесконечные советы – это всё вызывает такие проявления, как неуверенность в себе и своих решениях, сожаления о прошлом (субличности выносят различные мнения обо всём, сколько субличностей – столько мнений), усталость от жизни, депрессия, апатия. Перегруженность вас от постоянного хора в голове. Он может быть тихим или даже неразличимым, он может быть просто шумом, который вызывает хроническую усталость, невнимательность, болезни. Скажите честно – вам это знакомо? Не этот ли ад описан где только можно? Как вы интуитивно считаете? Уверен, каждому из нас есть то, чем дополнить безрадостную и гнетущую картину. Субличности издавна представляются как черти, демоны и злые духи в разных культурах, жаль, что люди быстро забывают то, что пытались записать для самого себя и других в виде художественных образов и символических понятий.
Но не всё так плохо. Субличности – это не что-то инородное. К сожалению, мы не всегда имеем возможность точно понять, откуда у нас они появились. Честно говоря, я придерживаюсь мнения, что в Мироздании постоянно идут два процесса – дробления на части и собирания воедино. Опираясь на этот взгляд, эволюция – это возвращение к точке начала всего, или точке сингулярности. Два процесса не противоречат друг другу, благодаря одному делается другое, понимаете? Я давно наблюдаю в мире, как многие эволюционируют крайне быстро, а другие всё сильнее погрязают в материальном, предпочитая пусть и разлагающее, но комфортное неведение. Одного без другого нет, каждый сам выбирает то, на что обращать или не обращать внимание. Исходя из всего этого, я не могу точно перечислить все пути образования субличностей в вас. Этих путей множество, как и субличностей у большинства из нас. И нет никакого другого пути, кроме обращения внимания на ваши автоматические программы, если вы хотите становиться более цельным, более полноценным и осознанным. После того, как вы ужаснётесь от того, насколько в вас много субличностей, этих автопрограмм, вы можете подумать, что это что-то чужое. Так многие и думают, говоря об одержимости, помутнениях сознания, неконтролируемом поведении. Всё гораздо проще. И если вы будете более терпеливым и наблюдательным, придёт узнавание, что это вы сами их создали, эти субличности. Они существуют исключительно в вас и подходят полностью именно вам. Это называется узнаванием. Вы узнаёте, что это застывшая часть вас самих же. Это ваше мнение, ваш взгляд на что-то, ваша позиция в чём-то. И тут появляется радость от встречи с самим собой, желание слиться воедино, что и происходит. И более этой субличности не будет, вы выйдите таким образом за рамки программы в чём-то, за рамки вашего же шаблона или стереотипа. Я считаю очень вредными советы бороться и уничтожать субличности. Знаете, почему? Это похоже на отрубание головы Гидры. На месте старой появится новых две. Почему? Да всё просто. Кто в вас решает убить какую-то субличность, кто вам советует этот вариант? Другая субличность. Кто будет убивать? Еще одна субличность. Попытки что-то уничтожить или скрыть внутри себя приводят к ещё большему дроблению и умножению субличностей. Вы ведь слышали, что подавлять эмоции и переживания нельзя? Потому, что срыв неизбежен. Ведь всё закономерно, не правда ли? Секрет не в борьбе, а в том, что нужно узнать себя в своём, казалось бы, враге. И тогда всё произойдёт само собой. Субличность обогатит ваш духовный опыт, она не исчезнет, она станет вашей частью, частью вас. Для неё это высшая ступень эволюции – слияние с источником, вы ведь для неё источник жизни и истинный объект. Ведь как говорит основной принцип герменевтики: «Что внизу, то и наверху». Каждый из нас тоже является чьей-то субличностью, ведь мы тоже ищем света, жаждем прикоснуться к чему-то настоящему и большему. Да, мы тоже чьи-то субличности, но чтобы вернуться к Богу, нужно самому стать Богом, понимаете? Собрать себя воедино, и тогда Бог узнает в вас себя. Всё сложно, но всё очень просто. Собирая себя, вы приближаете сами себя к Богу.
Напоследок. Все слышали словосочетание Хроники Акаши. Считается, что это информационный слой Земли, в котором хранятся события обо всём. «Акаша» переводится с санскрита как «зеркало», «пространство». Не кажется теперь понятным и знакомым? Что наверху – то и внизу.