Однажды
Буйный Нрав поспорил с Острым на Язык о природе мира и реальности жизни. Спор разгорелся, когда речь зашла о том, что всё является сном. Согласившись с данной аксиомой, Буйный Нрав упомянул и то, что, несмотря на «сонную природу» жизни и всего происходящего, всё же нельзя утверждать, что всё нереально.
Задача ищущего – найти баланс между серьёзным и несерьёзным отношением к жизни, а эта задача тяжелейшая. Далее они долго беседовали и спорили на эту тему, приводя разные примеры из жизней своих и знакомых им людей. Острый на Язык незаметно становился серьёзнее и серьёзнее, и чуть было не развязал драку, вот только Буйный Нрав показал кулак. А все знали, что в драку с Буйным Нравом лучше не ввязываться. За ними спокойно наблюдал учитель, который подошёл и отвесил лёгкие подзатыльники обоим. Буйному Нраву он сказал, что он не должен так серьёзно относиться к поискам Баланса и Гармонии, и не должен так несерьёзно относиться к своему преимуществу в бою. А Острому на Язык он посоветовал посерьёзнее относиться к кулакам Буйного Нрава и попроще к тому, что он так рьяно доказывает нереальность происходяшего (тем самым наоборот подчёркиваю важность происходящего). «Мир полон загадок и нерешаемых бытовым умом Задач. Баланс всегда в той части, где нет нашего ума», - говорил учитель. «Баланс скрывается именно там, между серьёзностью и несерьёзностью, между двумя, казалось бы, значимыми полюсами». «Учитель, как нам обнаружить эту тонкую грань и пребывать своим сознанием там?» Учитель отвечал: «На этот вопрос я могу ответить только очередным парадоксом – чтобы попасть в зону абсолютной внимательности (а именно этим и является состояние истинного баланса), нужно проявить внимание в процессе обычной жизни, наблюдая за тем, как всё происходит». Задумавшись, Буйный Нрав явно поубавил в своей буйности, а Острый на Язык стал более мягким и спокойным. Увидев это, учитель сказал: «Будем считать, что первичную наблюдательность и внимательность вы уже проявили, сами того не заметив».
За многие года поисков ответов на различные вопросы, касающиеся саморазвития и сознания, я (и не только я) неоднократно замечал, что мир окружающий и мир внутренний полны парадоксов. Кстати, далеко не только в школах Дзэн, как вы видите, использовались для обучения нерешаемые логически задачи и абсолютно непонятные уму тренировки. Дзэн, между прочим – это часть буддисткого направления, основанная на общих с Тибетом и другими территориями практиками и ценностями. Дзэн, или просто, практика созерцания – это именно то, что я бы назвал изначальной внимательностью. Ту, которую нужно проявить, чтобы опознать, найти в себе зону постоянного внимания. Другими словами, достичь состояния Дзэн. Налицо парадокс: чтобы закрепиться своим сознанием в зоне постоянного внимания, мы должны проявить внимание. На первый взгляд, это бессмысленно. Но в том и дело! На основе личного опыта и опыта многих знакомых мне развивающихся людей могу сказать уверенно, что смысла нет ни в чем. Мы занимаемся тем, что нам нравится, и живём так, как хотим. Все ограничения, интересы, склонности, страхи и радости – мы выбираем сами, осознанно или неосознанно. Все слышали выражение «незнание закона не освобождает от ответственности». Перефразирую: «неосознанность не отменяет того факта, что выбор сделан именно вами, а не за вас». Мои выводы основаны на глубоких (и, зачастую, не самых приятных и лёгких) переживаниях, различных ситуациях, выводах, воспоминаниях и многочисленных осознаниях. На основе всего вышеперечисленного я пришёл (а, точнее, пережил и осознал) к тому, что вся моя жизнь – это мой выбор, моя личная игра, одна из множества компьютерных симуляций. Попытки найти смысл, провести связи между причинами и следствиями, выявить какую-то закономерность – всё было тщетно. Хорошо, не тщетно на 100% процентов, ведь такие психологические приёмы нужны человеку, чтобы закрепиться на текущем уровне осознанности и закрепить текущее мировосприятие. Я пережил, что часто в разных традициях называется «бессмысленность смысла». Попытки найти смысл – это огромный и важнейший инструмент человека, который используется и понимается неверно до поры до времени. На самом деле наши попытки найти смысл – это попытки распознать происходящие внутри нас и снаружи нас события, а это… И есть внимание!!! Просто мы не должны фиксироваться именно на придании всему смысла. Именно этому обучают в школах Дзэн, процессу незапятнанного, непосредственного наблюдения. Наблюдения Сна, в котором мы находимся как по отдельности (каждый в своём), так и все вместе (коллективный сон). Попытки найти точный, фиксированный смысл – это крайность, один полюс. Попытки погрузиться в полную бессмысленность могут привести человека к неверной оценке происходящих событий и сделать пассивным, неустойчивым и даже навредить себе. Самая большая сложность, как я уже писал выше, заключается в том, чтобы найти баланс. Дон Хуан из произведений Кастанеды говорил на этот счёт, что «истинный воин знает, что ни в чем нет смысла, но ведёт себя так, живёт и думает таким образом, будто всё вокруг очень важно, и что он, воин, точно знает смысл всего».
Настоящий, подлинный, ясно ощутимый баланс – он между полюсами, и логическим умом его найти и понять невозможно. Это то ощущение, которое рождается при попытках решить коаны наподобие «какого цвета граница между чёрным и белым», «представьте себе бесконечность» или «звук хлопка одной ладони»… Суть задачи не в том, чтобы вы искали ответ, а заметили то состояние, в котором вы находитесь во время попыток решить задачу. Эта та первичная внимательность, которая со временем разрастается и начинает распространяться на всю вашу жизнь. И далее она перерождается в состояние постоянной внимательности, или подлинного внимания. Другими словами, состояние Дзэн. А баланс, который в итоге начинает царить вокруг человека во всех сферах его жизни – это следствие, если можно так выразиться в контексте этой статьи.
...Однажды Буйный Нрав участвовал в поединке с Вертлявым Ужом. То был бой по правилам, и за ними следили наставники. Что-то изменилось в Буйном Нраве, да так, что он задумался, что пора бы уже зваться другим именем. Бой шёл как обычно, но что было другим для Буйного Нрава – так это его спокойствие. Больше он не думал о том, как бы победить противника, а радовался самому процессу. Со стороны казалось, что боевое преимущество на стороне Ужа, ведь большую часть времени атаковал он. После боя Буйный Нрав сказал, что победу стоит отдать Ужу, и он так обрадовался, что победил Буйного Нрава, что запрыгал на месте от счастья. Учителя смотрели молча и сказали, что победил Буйный Нрав. Буйный Нрав наконец-то начал понимать что-то такое, что не возможно выразить словами. Учителя сказали: «Победить невозможно. Где есть победа, там есть и возможность поражения. Невозможно быть только победителем или только проигравшим. Вот ты, Уж, сначала победил, а потом проиграл. Потому, что не понимаешь, что такое баланс».
Читайте цикл статей о прошлых жизнях, прожитых в
Англии